Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Развитие речи у детей
Автор: Фокина Наталья Вячеславовна   
30.04.2024 14:10

Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дядьковский детский сад» Муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области

Автор: Фокина Наталья Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Дядьковский детский сад» с. Дядьково, 2024 г. 

Цель: развитие речи посредством произведений художественной литературы

Задачи:

  1. Обучающие: Закрепление и обобщение знаний детей о сказках и сказочных героях. Формирование умения чётко, последовательно и полным ответом отвечать на поставленные вопросы.
  2. Развивающие: Развитие познавательной активности, связной речи, памяти, логического мышления, умения анализировать и делать выводы.
  3. Воспитательные: Воспитание у детей интереса и любви к сказкам, как к литературному жанру; воспитание культуры общения, любознательности.

Оборудование:

 

«Письмо» в конверте из страны сказок, карточки с заданиями, клубок ниток, шкатулка, плакат с Кроссенсом, портрет Шарля Перро, карта Страны сказок, иллюстрации к различным сказкам, медали, мяч, телевизор, ноутбук с презентацией, запись голоса Кощея Бессмертного, музыка «В гостях у сказки», запись звука волшебства, запись шума моря, шума реки.

Ход занятия:

(дети под музыку «В гостях у сказки» заходят и становятся в круг).

Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный день! Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

Ребята, в почтовом ящике нашего детского сада я сегодня утром обнаружила интересный конверт. На нем указан чей-то адрес – с. Дядьково, ул. Юбилейная, д. 1. Вы знаете, чей это адрес? Может, твой София? Ваня, а ты помнишь свой домашний адрес? Ой, да я же вспомнила – это адрес нашего детского сада. Интересно, а кому же пришел этот конверт… Да он адресован подготовительной группе «Кораблик». Ребята, да это же вам!. А что обычно кладут в конверт?

Воспитатель: Интересно, от кого же пришел этот конверт?. Обратный адрес не указан... Ребята, вы поможете мне узнать, откуда пришел конверт?

Воспитатель: Тогда пойдемте за мной. Проходите и присаживайтесь (садятся на стульчики, воспитатель обращает внимание детей на осанку).

Воспитатель: Нам с вами нужно выполнить задание. Вот посмотрите, перед вами разные изображения, но центральное – зашифровано. Если мы отгадаем, что спрятано в центре под знаком вопроса, тогда мы узнаем, откуда пришел конверт.

Воспитатель: предлагаю сначала рассмотреть и перечислить, что изображено на иллюстрациях. Начнем с верхнего левого квадрата…

Воспитатель: Что же объединяет все эти картинки и какое слово спряталось в центральном квадрате?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Правильно, ребята, здесь зашифровано слово «Сказка».

Воспитатель: Ребята, а какие из этих сказок являются русскими народными?

Воспитатель: Какую сказку из изображенных на плакате мы с вами не назвали?

Воспитатель: Эта сказка не русская народная. У неё есть автор. Значит она какая? (ответы детей)

Воспитатель: Вот посмотрите, автор сказки «Красная Шапочка» — Шарль Перро. (воспитатель показывает портрет)

Воспитатель: Итак, ребята, получается, что конверт к нам пришел из Страны сказок. Теперь я могу открыть его и зачитать, что же написано в письме.

Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его!

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Василиса Премудрая. У нас в Стране сказок случилась беда. Кощей Бессмертный украл все сказки, и вернёт их нам только тогда, когда мы выполним все его задания. Дети, если вы любите сказки и верите в чудеса, помогите мне и другим жителям нашей страны вернуть сказки обратно».

Воспитатель: Ребята, о чём же просит нас Василиса Премудрая? (ответы детей) А вы любите сказки? (ответы детей) Поможем жителям сказочной страны? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда пора нам отправляться в путь. А как же нам туда попасть? Дороги мы ведь не знаем. Кто нам может помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, это волшебный клубок. У меня есть такой в шкатулке. (показывает шкатулку) Давайте его достанем. (воспитатель открывает сундучок, но вытаскивает запутанные нитки). Ой, клубочек мой весь запутался. Что же делать? А тут в шкатулке естьподсказка от Кощея Бессмертного. Давайте ее прочитаем: «Чтобы вернуть волшебную силу клубочку и распутать его, вам, ребята, нужно назвать как можно больше русских народных сказок» (дети называют сказки, а воспитатель на каждую из них делает моток ниток на руку и потом достает целый клубок).

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок. А почему он такой большой? (ответы детей).

Видно, ниточка длинная была. Ребята, и клубок смотался не просто так, а благодаря вашим ответам. Потому что вы вспомнили немало сказок.

Воспитатель: Чтобы клубочек вновь обрел волшебную силу, нужно его расколдовать. Предлагаю вам выйти в круг и произнести волшебные слова: «Нам клубочек помоги, в Страну сказок приведи!». Повторяем все вместе.

(Дети в кругу с воспитателем произносят слова, разворачиваются полукругом лицом к экрану, на котором изображены ворота)

Воспитатель: Ребята, вот и довел нас клубочек в Страну сказок, где Кощей спрятал волшебную карту. Ой, кто это у ворот нас встречает? Да это же сам Кощей Бессмертный.

(на экране с воротами появляется Кощей и звучит его голос)

Кощей Бессмертный: Зачем пожаловали? Карту мою захотели?

Дети: Да, хотим.

Кощей Бессмертный: Чтобы карту мою открыть, нужно на 3 вопроса ответить.

Воспитатель: Ребята, ответим? (…)

Кощей Бессмертный: Первый вопрос: чем сказки отличаются от других произведений? (ответы детей)

Кощей Бессмертный: Верно ответили на мой вопрос! Слушайте второй. Какие сказки называют авторскими? (ответы детей)

Кощей Бессмертный: Справились и со вторым вопросом. Слушайте последний мой вопрос. Какие сказки называют русскими народными? (ответы детей)

Кощей Бессмертный: Молодцы! На все вопросы ответили верно. Но карту мою получите, если только отдадите мне свой клубочек.

Воспитатель: Ребята, придётся нам клубочек оставить Кощею, чтобы карта открылась. Путь он нам ведь уже показал.

(воспитатель переворачивает карту на мольберте, звучит звук волшебства)

Воспитатель: Посмотрите, какая красочная карта!. Давайте внимательно её рассмотрим. Откуда же мы начнём наш путь!? Смотрите, на карте уже проложен маршрут и начнём мы с города Загадок. Готовы? Тогда в путь! Давайте возьмёмся за руки и весело пойдём в город Загадок.

(под музыку идут зигзагом и встают полукругом лицом к экрану с презентацией)

Воспитатель: Вот, ребята, мы и добрались до города Загадок. Внимательно слушайте, какие же загадки здесь живут. Отвечать можно хором.

1. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

(ответы детей, показ иллюстрации к сказке на экране)

2. Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

(ответы детей, показ иллюстрации к сказке на экране)

3. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собачка Жучка.

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали.

(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)

4. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)

5. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

(ответы детей, показ иллюстрации к сказке)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились и с этим заданием! А куда же нам идти дальше? Кто помнит маршрут? Давайте снова заглянем в нашу волшебную карту.

(рассматривают карту и определяют дальнейший путь)

Воспитатель: Правильно, дальше нам нужно держать путь на Остров Буян. А как же мы туда доберёмся? Ведь остров находится посреди моря… Вы плавать умеете? А кто не умеет, тот научится. Мы же в сказке – у нас всё получится! Приготовили ручки и за мной поплывём сейчас через море прямо на остров Буян. Готовы? Тогда плывём друг за другом.

(звучит шум моря, дети идут за воспитателем, изображая руками плавательные движения, встают в круг)

Воспитатель: Вот и доплыли мы. Здесь на острове Буяне, в синем море-океане будем в мячик мы играть, героев сказок вспоминать! И пусть тот, кому я брошу мяч и назову животное, вспомнит, в какой сказке встречается этот герой. Например, корова – из сказки «Крошечка-Хаврошечка». (Воспитатель в процессе игры предлагает детям вспомнить, в каких сказках живут коза, медведь, волк, гуси, лиса, курица, мышка).

Воспитатель: Молодцы! И тут вы справились. А куда же нам идти дальше? (можно снова посмотреть карту). Правильно, в Лес Ошибок. А почему лес так называется, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Всё верно, в лесу всё перепуталось. И снова мы отправляемся в путь!

(под музыку дети идут за воспитателем к декорациям с лесом. На деревьях — изображения героев сказки из задания ниже)

Воспитатель: Здесь, в лесу нас снова ждёт задание: вам нужно исправить ошибку в названиях сказок или сказочных героев:

  • «Волк и семеро ягнят»
  • «Сивка Будка»
  • «Царевна – Индюшка»
  • «Петушок Ряба»
  • «Мальчик с кулачок»
  • «Змей Равниныч»

Воспитатель: Отлично, ребята! И это задание вам по плечу. А что это там перед нами впереди? (звучит шум реки) Да это же Молочная река, Кисельные берега! (на полу ткань голубого цвета, изображающая реку) Нам с вами нужно её перейти. Но через реку мы не прыгаем! Это очень опасно! Если мы с вами справимся со следующим заданием, то можно будет реку просто перешагнуть. Ребята, как вы продолжите фразы:

  • «В некотором царстве, …»
  • «Не садись на пенёк, …»
  • «Я от дедушки ушёл, …»
  • «Тепло ли тебе, девица, …»
  • «Как выскочу, как выпрыгну, …»
  • «Свет мой, зеркальце, скажи, …»
  • «По щучьему велению, …»
  • «Скоро сказка сказывается, …»
  • «Кто-кто в теремочке живёт, …»
  • «Стали они жить-поживать, …»
  • «Стали они жить-поживать, …»
  • «Вот и сказке конец, …»

Воспитатель: Молодцы, все смогли реку перейти. Ой, ребята, а где это мы оказались? Места совсем незнакомые. Видимо, снова нужно вернуться к карте и посмотреть, куда же нам идти дальше. (возвращаются к карте)

Воспитатель: Ребята, последнее место на карте – это Лукоморье. Ну что, готовы отправиться туда? Путь наш непростой! И пройти нам нужно вот по этим кочкам! (на полу изображения кочек). Смотрите, как я шагаю по ним и повторяйте за мной!

Воспитатель: Все справились. Молодцы! Но что-то мы притомились в пути. Пора нам отдохнуть. Присаживайтесь на стульчики у Лукоморья. И осталось нам выполнить последнее задание: кто сможет три раза подряд (медленно, быстро и еще быстрее) произнести без ошибок скороговорку «Три сороки-тараторки тараторили на горке»? (несколько детей пробуют повторить скороговорку).

Воспитатель: А теперь давайте все вместе попробуем повторить скороговорку «Перепёлка перепелят прятала от ребят».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вот и все сказки вернулись к себе домой.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним весь наш сегодняшний путь. Что мы делали сегодня с вами? Что вам понравилось больше всего? Какие задания вызвали у вас затруднение? Какие же сказки называются авторскими?

Воспитатель: Ребята, герои сказок благодарят за помощь и дарят вам вот эти медали. (Воспитатель раздает медали).

Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться обратно в детский сад. (встают и идут с воспитателем в круг)

Воспитатель: А чтобы вернуться, нам нужно произнести волшебные слова: «Сказка двери закрывай! В детский сад нас отпускай!» (Дети повторяют вместе с воспитателем). Вот и вернулись мы с вами обратно. До новых встреч!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год